Reel

Воздействие желтого

23 сентября 2016 г.

Недавно соседка принесла нам желтый арбуз. Говорит «он слаще, чем красный», но мне так не показалось. Однако чем больше я смотрел на его желтую мякоть, тем он становился вкуснее, то есть сам цвет ягоды улучшал её вкус.

Итак, желтый — самый яркий цвет, его периферийное видение в 2,5 раза выше, чем, например, у красного. Считается, что в ярких и теплых тонах это цвет счастья и просвещения, Бога и творчества, солнца и лета, мудрости, знания, отдыха, радости, оптимизма и воображения; а в темных и холодных оттенках — трусости, предательства, эгоизма, безумия, нечестности, зависти, жадности, обмана, опасности и физической болезни, например, желтухи, малярии. Последняя ассоциация верна с научной точки зрения — источниками желтых пигментов в основном являются токсичные металлы: кадмий, свинец, хром.

Желтый цвет редко используют в интерфейсах и, например, в бытовых приборах. Любопытно, почти все в мире считают, что желтый — цвет счастья, но при этом сила желтого не воспринимается на бытовом уровне. Это такой цвет, который мы все любим, но с которым не хотим жить. Кстати, Яндексом я именно по этой причине и не пользуюсь.

Понятно, что у каждого человека ввиду личного опыта и переживаний свое личное восприятие цвета и сочетания цветов. Однако есть закономерности, которые действительно работают и вызывают определенные эмоции, тем самым помогая авторам правильно донести свою мысль.

yellow line

В вашем гардеробе есть желтые оттенки? У меня есть желтые джинсы, но я их мало ношу. Все потому, что они создают болезненный образ и ассоциируется с болезнью — как физической, так и умственной (не зря сумасшедшие дома называют «желтыми»).

Но желтый очень идет чудаковатой Коралайн из фильма Генри Селика — её плащ и синие волосы контрастируют с окружающим реальным миром.

Coraline
Коралина в Стране Кошмаров, Генри Селик, 2009.

Вы заметили, как по сюжету фильма меняется девочка? С детской точки зрения, трудоголизм родителей эгоистичен, Коралайн их не понимает и ненавидит, все что её окружает (хотя тут, конечно, основания есть — слишком уж сер пейзаж и обстановка вокруг). Изменить её отношение может только приятно-теплый фактурный Другой мир и «по-настоящему любящая» мать. В результате в конце фильма мы видим полностью преобразившуюся героиню.

В стремлении к тотальному веселью и счастью Коралайн похожа на Радость из Головоломки: обе они хотят испытывать только положительные эмоции, пока не повзрослеют и не поймут важность других чувств.

Головоломка (2015), В поисках Немо (2003).

Еще один персонаж, желающий обезопасить свой мир от тревог и «плохих чувств» — Марлин. Точно также, как Радость не хотела отпускать шары с радостными воспоминаниями и весь фильм старалась вернуть их на место, Марлин не хотел отпускать Немо от себя ни на шаг. Желтое мягкое жилище рыб — символ спокойствия, равновесия и уюта.

Кстати, интересно, что практически во всех солнечных фильмах Пиксара наряду с теплыми приятными оттенками появляются отталкивающие грязные.

Вспомните сцену из Истории игрушек 3, когда выбросили Латсо, клоуна и малыша: все окрашивается в жухлый желтый цвет, вызывающий грустные чувства.

Toy Story 3
История игрушек 3: Большой побег, Ли Анкрич, 2010.

А в этой сцене из Головоломки доминирует темно-желтый, показывающий кризис, в котором оказался персонаж.

Inside Out
Головоломка, Пит Доктер, 2015.

Посмотрите, как плавно меняется цвет от внутреннего ярко-фиолетового мира девочки к реальному, в котором она решается сбежать из дома. Это сделано очень плавно и совершенно незаметно для глаза зрителей: сначала сцена полностью фиолетовая, потом во втором слева кадре мы видим немного желтых оттенков, фиолетовых становится меньше и после этого вся сцена заполняется грязно-желтым.

Если вы подумали: «при чем тут желтый цвет? это же зеленый!» — вот пипетка из фотошопа:

Ну и для сравнения два цвета: желтый с добавлением черного и зеленый с добавлением черного — Пиксар использует как раз первый вариант. Желтый — страшно боится темных оттенков, например, при добавлении черного, он сразу становится болезненным, желто-зеленым. Но Пиксар осознанно выбирает именно этот оттенок, во многом присущий хоррору.

Посмотрите на сцену из Университета Монстров, в которой неожиданно для зрителя Майк одерживает победу над лучшими страшилами университета. Сначала радужные цвета раскрывают мир Майка во все стороны, в этот миг все окрашивается победой зеленого. Но как только зрители расходятся, гамма тускнеет, коричневый манекен отравляет атмосферу кадра, и мы узнаем правду. Дальше все становится еще хуже — гамма меняется на черно-белую: выбеливающий свет от фонарика, красный свет от полицейской машины. В итоге все сводится к выяснению взаимоотношений между героями.

Monsters University
Университет монстров, Дэн Сканлон, 2013.

Сидя у реки в пустоте практически в отсутствии цвета, главные герои мирятся: Салли наконец находит друга, Майк находит себя, и вместе они совершают невозможное, пугая взрослых — из темноты поднимаются красные индикаторы, свет озаряет желтые капсулы, переполненные криками взрослых. Происходит взрыв цвета, света и эмоций у зрителей.

Вспомните сцены, когда «франкинштейны» выходят подружиться с Вуди; когда Марлин осознает, что его сын погиб; когда Вуди оказывается на свалке — в моменты кризиса всегда появляется грязно-желтый.

Кстати, именно этот оттенок желтого с переходом в коричневый — Pantone 448C — был признан самым непривлекательным по результатам исследования, проведенного компанией GfK Bluemoon. ​

История игрушек (1995), В поисках Немо (2003), Университет монстров (2013), История игрушек: Большой побег (2010), Головоломка (2015).

Грязно-желтый также основной цвет в Прометее Ридли Скотта. Именно из-за содержания желтых, болезненных оттенков и того, как этот цвет медленно влиял на мое восприятие фильма, он так запомнился мне.

Prometheus
Прометей, Ридли Скотт, 2012.

Посмотрите, какие тонкие оттенки цвета. Выбеленные цвета присутствуют везде, этот пастельный желто-зеленый, пиницилиновый цвет, создает безжизненное ощущение. Каждый кадр в фильме стерильный, холодный, как будто обработанный хлоркой.

Сочетание плотного синего и едкого желтого проходит через весь фильм, становясь главным средством выразительности фильма.

Prometheus
Прометей, Ридли Скотт, 2012.

Самое интересное в палитре начинается здесь. Мне кажется, подсветка шлемов разработана не случайно и несет смысловую нагрузку. Желтый, выбранный для этого фильма, не тот приятный, уютный, теплый желтый, который мы так любим. К примеру, посмотрите на почти такую же подсветку в Тихоокеанском Рубеже:

Pacific Rim
Тихоокеанский рубеж, Гильермо дель Торо, 2013.

Дизайн почти такой же, но оттенок теплый, медовый, дающий совсем другое ощущение — некой безопасности происходящего.

Желтый в Прометее ядовитый и радиоактивный, и тот факт, что он светит на шею главных героев, добавляет очень странное удушающее чувство, как-будто заражающее каким-то вирусом. Мы буквально чувствуем все на себе, на своей собственной шее.

Prometheus
Прометей, Ридли Скотт, 2012.

Все герои в опасности, которую еще ни разу не показали, но мы уже заражены ею. Даже в небольших паузах цвет не дает нам покоя, он только набирает силу. Он «отравляет» ваше подсознание.

Prometheus
Прометей, Ридли Скотт, 2012.

Тот же оттенок использован в Матрице: в сочетании со стерильными холодными, больнично-кафельными стенами он дает ощущение нездорового сна.

The Matrix
Матрица, братья Вачовски, 1999.

В Городе Грехов практически все персонажи изуродованы и, чтобы выделить главного мерзкого злодея, авторы фильма используют именно желтый цвет.

Sin City
Город грехов, Роберт Родригес, Фрэнк Миллер, 2005.

Если говорить о гармоничных медовых оттенках, рождающих чувства тепла и уюта, в первую очередь у меня на ум приходят фильмы Уэса Андерсона. Обилие желтого проходит сквозь все фильмы режиссера, исключения составляют только Бутылочная ракета, Академия Рашмор и Отель «Гранд Будапешт».

В Бесподобном Мистере Фоксе и Поезде на Дарджилинг желтый вообще главный цвет фильма и основная гамма держится на нем. Да и в Стиве Зассу достаточно желтого.

Wes Anderson
Поезд на Дарджилинг, Отель «Шевалье», Водная жизнь Стива Зиссу, Бесподобный мистер Фокс, Уэс Андерсон.

Желтые оттенки Уэса всегда теплые и приятные, они не только помогают погрузить зрителя в уютную атмосферу, но и поддерживают юмор, держащийся на плоской и идеальной композиции: дети ведут себя как взрослые, как в Королевстве полной Луны, а взрослые ведут себя как дети — Семейка Тененбаум, Водная жизнь.

Особенно символичен желтый в Семейке Тененбаум: Ричи долго добивался близости со своей сводной сестрой, а под конец фильма увидел её в своей же палатке уютнейше-медового цвета, подчеркивающую его ощущения на данный момент.

Семейка Тененбаум, Королевство полной луны, Уэс Андерсон.

Палатка в фильмах Андерсона сродни символу любви — в Королевстве полной луны Сэм и Сьюзи тоже скрываются в желтом убежище.

Moonrise Kingdom
Королевство полной луны, Уэс Андерсон, 2012.

Фильмы Уэса настолько пропитаны добром, что даже когда теплое уютное жилище сломано, фильм не теряет волшебства ни на миг — желтый подчеркивает детство и инфантильность в каждом кадре.

Меня в свое время поразило, что желтый — самый яркий из всех цветов спектра. Он работает в полную силу и проявляет свою суть только в светлых тонах, его призвание — быть светом.

Для сравнения я взял основные цвета и разложил их от белого до черного: посмотрите, у каждого цвета есть определенная фаза яркости, в которой он выражается в своей полной насыщенности. Следующая картинка максимально уродлива, но она выполняет чисто научную цель, поэтому отнеситесь с почтением к радуге.

Сущность оттенков относительно их света и тени.

Как видите, вся суть желтого проявляется в светлых оттенках, а синего — в темных; при этом интересно, как много оттенков держит желтый в темных тонах и как мало темных оттенков у синего.

В Маленьком принце холодному пространству взрослой жизни противопо-ставляется теплый текстурный мир Авиатора, рисунков автора, дюн в пустыне, солнца, бумаги и звезд.

The Little Prince
Маленький принц, Марк Осборн, 2015.

Желтый цвет, который захватывает наше внимание больше, чем любой другой, он — цвет подсолнухов и лимонов, яичных желтков, канареек и пчел. ​

Big Fish
Крупная рыба, Тим Бёртон, 2014.

У Эдварда из Крупной рыбы на лице кровь, но он улыбается, а задник из нарциссов придает атмосферу спокойствия и радости. При взгляде на этот кадр невозможно воспринимать происходящее как драму, сразу становится понятно, что в центре тут не драка — настолько желтый цвет отвлекает внимание.

Таинственный лес — еще один пример сочетания красного с желтым: в фильме цвета присвоены противоборствующим силам. И если с выбором красного в роли антагонистического все понятно — он нас волнует, вызывают тревогу и агрессию — то с желтым, на первый взгляд, не все так очевидно. Почему вместо него не использовать успокаивающий голубой или безопасный зеленый как противоположность красному?​

The Village
Таинственный лес, М. Найт Шьямалан, 2004.

Психологи утверждают, что желтый цвет — самый счастливый цвет спектра, он внушает оптимизм, спокойствие и радость. Но также желтый вводит нас в состояние ожидания, как светофор, он возбуждает нашу нервную систему и заставляет мозг работать. В союзе с красным он символизирует импульсивность и уничтожение, а также становится «сильнее», благодаря чему желтые плащи героев воспринимаются как реальная защита от монстров.

На фоне больших и масштабных фильмов, использующих бежевую палитру в качестве основной, мозг жаждет напиться цветом, именно поэтому желтый цвет стал частью успеха Стражей Галактики.

Здесь помимо желтого используются все остальные цвета радуги и даже плохие парни раскрашены в ярко-голубой конфетный цвет.

Guardians of the Galaxy
Стражи Галактики, Джеймс Ганн, 2014.

Желтый в Стражах — символ перемен и перерождения: желтые тюремные костюмы, тонущий в желтой спинномозговой жидкости Дракс, желтые споры Грута и желтая сеть, скрепленных истребителей Корпуса Нова.

Ну и как же без Медмакса Фьюри Роад? Если режиссер Стражей хотел добавить больше яркого цвета в фильм, то Джордж Миллер буквально выкрасил весь фильм до предела, фильм утолил жажду ярких оттенков на несколько лет. Очень сочно, очень.

Mad Max: Fury Road
Безумный Макс: Дорога ярости, Джордж Миллер, 2015.

Солнце. Зной. Агония. Нет воды. Еды тем более. При просмотре фильма физически рождается жажда — огонь, песок, обезвоживающие вихри.

Другая погоня и совершенно другое восприятие желтого — базового цвета юмора. Не забудьте заценить гениальную композицию кадра — как бы этот желтый слизень ни торопился, все линии тянут его обратно.

Monsters University
Университет монстров, Дэн Сканлон, 2013.

Другой, классический пример использования желтого в жанре комедии— Симпсоны. Так как фиолетовый — комплиментарный желтому цвет, авторы часто используют его для фона.

Simpsons Movie
Симпсоны в кино, Дэвид Силверман, 2007.

Помните Шаолиньский футбол? Если нет, то срочно смотрите.

Shaolin Soccer
Убойный футбол, Стивен Чоу, 2002.

В фильме все футболисты играют в желтых халатах. И хотя, как известно, желтый пояс — низший в боевых искусствах, команда, конечно же, побеждает в конце.

В фильме Грязь желтый уместно подчеркивает нелепость: свитер мужчины перекликается с цветом льва на картине, образ которого совершенно не соответсвует характеру персонажа.

Filth
Грязь, Джон С. Бейрд, 2013.

В Типа крутых легавых напарники, конечно, не весь фильм ходили в желтой форме, но для клоунады цвет отлично работает.

Hot Fuzz
Типа крутые легавые, Эдгар Райт, 2007.

А Чак Рассел в Маске сделал очень крутую вещь относительно колористики главного героя: его лицо неприятного желто-зеленого цвета играет на контрасте с одеждой теплого желтого оттенка — похожее ощущение возникает при виде любимой еды в непривычном цвете: вроде хочется съесть, но сам цвет отбивает желание.

The Mask
Маска, Чак Рассел, 1994.

Чтобы создать приятную для глаз картинку, и при этом управлять пульсом зрителей в зале, нужно обладать высоким профессионализмом в знании цвета и воздействии цвета на психологию людей. Именно поэтому всегда интересно наблюдать за использованием оттенков не по назначению и как бы не к месту.

Например, если взять приятный медовый цвет, но поставить рядом с черным, он тут же воспринимается как агрессивный или ядовитый. Тарантино уже дважды использовал пчелиный раскрас для своих персонажей.

Tarantino
Доказательство смерти, Убить Билла, Квентин Тарантино

В Троне силы антагонизма подчеркнуты огненным желтым, а силы добра — чистые и холодные.

Tron
Трон: Наследие, Джозеф Косински, 2010.

Если разобраться, логически выбор сделан правильно: бело-голубой выступает как цвет мудрости и спокойствия, а желто-красный — цвет агрессоров и огня, но из-за большого количества приятного желтого их хочется поменять местами.

Отличный пример использования желтого в обратном значении — Бэтер колл Соул. Желтый в Соуле везде: машина, предметы одежды, интерьер, мебель, освещение, и несмотря на то, что это цвет радости, и сам Соул любит веселиться, сериал далек от жанра комедии. Если вдруг вы уже видели это видео, можете посмотреть еще раз, я добавил кадры из второго сезона.

Желтый тут используется как раз не к месту: вместо того, чтобы рождать радость и надежду в фильме, он используется как сарказм — все неудачи главного героя облачаются в цвет смеха.

Похожее несоответствие можно увидеть и в Маленькой мисс Счастье. Отчасти лента похожа на фильмы Уэса, но не вызывает такого же расслабленного восприятия — ребенок в качестве главного героя, частое использование желтого, но все это в перевернутом значении.

Здесь цвет пытается поддержать юмор, как в Бэтер колл Соул, но даже главный символ — желтая машина — вместо того, чтобы стать неким убежищем (как, например, палатка), превращается в главное место споров и кризисов.

Little Miss Sunshine
Маленькая мисс Счастье, Джонатан Дэйтон, Валери Фэрис, 2006.

Каждый цвет содержит в себе тысячи оттенков и каждый оттенок содержит в себе определенную мысль или её противоположность, и, чтобы автору правильно передать мысль через цвет, всегда нужно помнить, что выбор контекста важнее выбора определенного цвета.

На этом про желтый цвет все, о каком цвете следующем писать? А то скриншотов гигабайты.

Следующая статья

Старикам тут не место

6 февраля 2016 г.